ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На этом я заканчиваю
это исследование. В принципе, его можно
было бы продолжить и рассмотреть ряд
других вопросов. Но это вряд ли столь
уж императивно по сравнению с тем, что
уже было исследовано. Вскрытого вполне
достаточно, чтобы подвергнуть, напр.,
сомнению якобы исключительную
прогрессивность марксизма, сделать
вывод о том, чем на самом деле является
так называемые социалистическая
демократия, социалистический гуманизм,
партийность литературы и искусства,
счастье при социализме и т. д.
Признаюсь, что я
сначала хотел озаглавить работу просто
«К вопросу об идейных основах марксизма».
Однако в ходе работы моё мнение несколько
изменилось, так что мне стало казаться
более уместным оставить первый вариант
только в качестве подзаголовка.
Дело в том, что
анализ вскрыл очень большое число
противоречий, гораздо большее, чем я
предполагал в начале работы. Тогда я
интуитивно, но нечётко видел ряд таких
противоречий. В процессе же работы в
результате обдумывания и обработки
имевшегося материала выявилось
значительно большее число таких
противоречий. Вот некоторые из них:
-
Противоречие гуманистических и экономических ценностей.
-
Противоречие внутри экономических ценностей — подпольное привнесение гуманистических ценностей в последние.
-
Противоречие экономических ценностей с реальностью, с фактами.
-
Противоречие указанных ценностей марксистскому понятию диалектики.
И это обнаружилось
только в одной главе!
Так что самым
уместным заглавием книги видимо может
быть только «Противоречие на противоречии
(к вопросу о теоретических основах
марксизма)».
Теперь, как мне
кажется, целесообразно уделить внимание
вопросу о том, что следует из обнаруженного
для практической жизни, для того, чтобы
сделать её лучше, изменить её в лучшую
сторону.
Коммунисты видят
мир только в двух цветах: у них частная
собственность равнозначна тьме/злу, а
общественная — свету/добру. Поэтому
всякого, кто с ними несогласен, они
естественно склонны относить к другому
цвету.
Однако, проведённый
анализ позволяет сделать вывод о
несостоятельности такого воззрения на
мир.
В частности, было
показано, что понятие «общественная
собственность» является в значительной
степени фиктивным, что под этим термином,
с одной стороны, скрывается такое
распределение продуктов труда, которое
на деле означает поощрение ленивых
духом и телом, любителей плотских
наслаждений, удовольствий, т. н.
красивой жизни, хитрых и лживых людей
и т. д.; с другой же стороны, это
угнетение и эксплуатация простых честных
тружеников и интеллигентов, поскольку
из-за ошибочного марксистского понимания
равенства в обществе, построенном на
марксистской доктрине, неизбежно должно
жить огромное количество дармоедов за
их счёт.
Это наводит на
мысль, что настоящая дилемма — это не
частная собственность или общественная,
а в распределении собственности и всего
общественного достояния как результате
человеческого труда.
При социализме
частной собственности нет, но распределение
продуктов труда в форме т. н. личной
собственности оказывается несправедливым.
Наверно ещё более несправедливым при
этом общественном строе является доступ
к духовным богатствам нации и всего
мира. Здесь имеется в виду фактический
запрет и/или замалчивание очень многих
произведений допереворотных российских,
а также всемирных, мыслителей и философов,
начиная с Библии.
При капитализме
тоже наблюдается расхождение между
социальным положением или статусом
человека в обществе и его подлинной
ценностью.
Таким образом,
положение человека ущербно как при
социализме, так и при капитализме.
Однако, если
посмотреть на возможности разрешения
этой проблемы, то можно увидеть, что они
несколько различны. На капиталистическом
Западе явно больше духовной свободы,
чем в коммунистическом мире. Это
проявляется, напр., в том, что там всякий
человек может читать как Маркса, так
и Ницше. В коммунистическом же мире это
может делать лишь незначительное число
людей со специальным допуском, если
отвлечься от крайне незначительной
возможности сохранения некоторого
количества экземпляров старых изданий
работ Ницше в частных библиотеках с
дореволюционных времён.
Далее, там имеется
свобода общения людей друг с другом в
одной стране и в разных странах. В
коммунистических же странах этого нет.
Право на свободу совести, слова, собраний,
шествий и т. д. не имеет никакого
смысла, если оно ограничивается зажимом
неортодоксальной совести, неортодоксального
слова, собраний, шествий и т. д.
Поэтому очевидно,
что там больше возможностей достичь
Царства Небесного на земле, чем здесь.
Более того, как
было показано, коммунизм в той теоретической
и практической форме, какая была дана
ему Марксом и Энгельсом, и какой
руководствуются их современные
последователи, имеет весьма ощутимую
тенденцию не только остановить дальнейшую
историю человечества, но и повернуть
её вспять.
«Истина рождается
в споре», - гласит древняя мудрость. Но
в соответствии с теорией и практикой
коммунистов, истина не может рождаться,
потому что они запрещают споры и
превозносят как необычайно высокое
достижение т. н. единогласие. Фактически
же несогласным просто затыкают рот.
Из содержания
приведённого анализа можно также сделать
и тот вывод, что движение диссидентов
объясняется внутренними, а не внешними
по отношению к коммунистическому миру
причинами, т. е. влияние, напр.,
«вражеской» пропаганды здесь явно носит
второстепенный и производный характер.
На их же стороне есть большая правда.
Это правда заключается в том, что
невозможно построить справедливое
общество, отвергнув глубокое и правильное
понимание духовного несовершенства и
ущербности человека, его склонности к
пороку, и взяв за основу совершенно
нелепое утверждение о том, что человек
якобы по природе хороший, а портят его
лишь обстоятельства жизни.
Что же касается
Маркса и Энгельса, то проведённое
исследование вполне позволяет сделать
вывод о том, что даже при самой
снисходительной и мягкой оценке их
теоретических построений нужно признать,
что эти люди вовсе недостойны того
рабского поклонения, какое характерно
для коммунистических стран.
Такое поклонение
может служить лишь увековечиванию их
ошибок и вытекающего из них зла.
Для заключения
великолепно подходит эпизод с доктором
Санградо. Маркс в первом томе Капитала
сравнивает некоего лорда Дафферина,
который выступал за эмиграцию избыточного
сельского населения Ирландии, с доктором
Санградо,1
персонажом романа Лесажа История Жиль
Бласа из Сантильяны.2
Возможно, что у
этого лорда действительно было нечто
общее с этим персонажем. Однако, нетрудно
заметить, что сам Маркс, а также Энгельс,
и все их последователи, тоже очень сильно
похожи на этого же самого доктора
Санградо.
Как известно, этот
доктор лечил всех своих больных одним
и тем же методом, а именно, он прописывал
всем кровопусканья и обильное питьё
тёплой воды.
Марксисты явно
делают нечто подобное, когда во всех
проблемах, которые встают перед обществом,
видят козни капитализма или империализма.
И даже, более того,
они похожи на этого доктора ещё и в
другом отношении. Дело в том, что в
романе рассказывается, между прочим, о
том, что однажды ученик доктора обратил
внимание учителя на то, что подавляющее
большинство пациентов умирает от такого
лечения, и поставил вопрос о том, не
следует ли изменить методику лечения.
На это доктор ответил, что последнее
никак невозможно, ибо он как раз незадолго
до того издал книгу, в которой настоятельно
рекомендовал кровопускание и тёплую
воду; неужели же ему теперь опровергать
собственную работу.
Похоже, что коммунисты
делают примерно то же самое, настаивая
на непогрешимости основ своей доктрины,
игнорируя глубокомысленные слова Гёте:
Теория,
мой друг, суха,
Но
древо жизни вечно зеленеет.3
3
Из трагедии «Фауст» (ч. I, сцена IV) Иоганна
Вольфганга Гете, перевод Бориса
Пастернака. Текст оригинала: “Grau,
teurer Freund, ist alle Theorie,/Und grün des Lebens goldner Baum”.
Comments
Post a Comment