ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ

Со многими составными частями так называемого научного коммунизма уже имела место встреча при разборе других вопросов. Однако, несмотря на свою явную производность от других понятий, это понятие считается составной частью марксизма и даже составляет отдельный предмет преподавания в советских учебных заведениях. Поэтому есть основания для того, чтобы посвятить ему некоторое внимание.

Итак, что же такое «научный коммунизм»? Для ответа на этот вопрос явно нужно сначала рассмотреть составные части этого сложного понятия. Подходя к вопросу исторически, в первую очередь следует обратить внимание на понятие «коммунизм».

Как известно, это понятие означает отсутствие частной собственности или, иными словами, общую, общественную, общенародную собственность, на что указывает и латинское слово communis, от которого и произошёл этот термин.

Известно также, что эта идея имеет сравнительно длительную историю. В качестве родоначальников и источников называются, напр., Кампанелла, Томас Мор, Левеллеры в период Английской буржуазной революции, во Франции в период до революции Мабли и Морелли, во время революции тюн. Бешенные, а также Бабёф с сообщниками, а после революции Сен-Симон, Фурье, в Англии примерно в то же самое время Оуэн, и т. д.

Далее известно, что у них были две заслуги: 1) критика капитализма и 2) выдвижение в противовес капитализму идеи коммунизма.

Была у них и большая ошибка, которая заключалась в утопичности их средств достижения этого идеального общества. Одни из них думали достичь успеха мирной пропагандой, другие же — заговором небольшой кучки людей. Ни те, ни другие не понимали роли рабочего класса в построении коммунистического общества. Поэтому классики марксизма и называют из утопистами.

Теперь можно обратиться к понятию «научный». Это понятие как раз и означает устранение названной ошибки на основе так называемого материалистического понимания истории, т. е. на основе выведения из экономики как движущей силы и цели развития общества роли рабочего класса и необходимости пролетарской революции. Именно это, как мы видели раньше, составляет понятие «научность» для Маркса и Энгельса.

Также ещё в первой главе было установлено, что эта самая «научность», как говорится, вилами на воде писана. В третьей главе была также показана внутренняя противоречивость идеи пролетарской революции, а также её несовместимость с гуманистическими ценностями.
Так что от «научности» явно ничего не остаётся, кроме пустого звука.

Значит, остаётся рассмотреть поподробнее понятие «коммунизм».

Для этого наверно уместно сделать небольшой экскурс в ценности ранних коммунистов.
Анализ произведений ранних коммунистов показывает, что гуманистические ценности у них присутствуют в полной мере.

Например, Франсуа Жозеф Ланж в работе Универсальное средство или неприкосновенный закон всеобщего счастья пишет:

- Делай, что ты хочешь и не делай, чего ты не хочешь делать. Пусть никто не заставляет тебя, и не мешает тебе. Вот твоя свобода (курсив Ланжа).1

Далее можно заметить, что у них отсутствует экономические соображения о целесообразности коммунистического построения общества. Это и неудивительно. Ведь как раз за это классики марксизма и обвиняют их в ненаучности.

Зато понятие равенства присутствует и весьма сильно напоминает то, что уже встречалось при разборе марксистского понятия равенства.

Вот, напр., Бабёф в Манифесте плебеев утверждает:

- Мы установили, что совершенное равенство исходит из изначального права.2

В другом месте он утверждает:

- Мы докажем..., что превосходство по таланту и ловкости является всего лишь выдумкой и обманчивой приманкой, которая всегда неправомерно служила для посягательств заговорщиков против равенства».3

Ещё в одном месте он говорит:

- …, если люди, … , не все обладают равной умственной способностью, то различие, которое существует между ними в этом отношении, гораздо менее является результатом различия в строении их организма, нежели различия в обстоятельствах, в которые они оказались помещёнными. Кто может усомниться в том, что многие невежественные люди не были бы таковыми, если бы у них была возможность учиться?4

- Несомненно, что неравенство физических сил может, по крайней мере временно, нарушить пользование естественным равенством; ...».5

Ясно, что приведённые высказывания очень похожи на мысли классиков марксизма. В них замечается как полное отрицание различий людей по способностям, так и неохотное признание существования некоторых таких различий. Но вот понятия о моральном, нравственном, ориентационном различии между людьми не встречается ни у ранних коммунистов, ни у классиков.

Этого достаточно для вывода. Именно отсутствие такого понятия и делает неизбежным при социальном воплощении таких идей социальное и духовное угнетение одних людей другими, т. е. дурное неравенство.

При этом, естественно не может быть и речи об общественной собственности. Ведь если бы люди не имели понятия о существовании, напр., воров, то это было бы просто подарком для них, полном раздольем для воровской деятельности. Точно так же и здесь: если нет понятия о том, что на свете существуют лентяи, карьеристы, лгуны, мошенники и прочие любители т. н. красивой жизни, то это конечно же просто рай для последних, и общественная собственность в таком случае — это их собственность.

Таким образом, равная ошибка в понимании равенства делает гуманистический идеал одинаково недостижимым как для т. н. утопических коммунистов, так и для т. н. научных коммунистов.

Однако, если обратить внимание на различие в средствах осуществления идеала разными группами коммунистов, то будет очевидной различная степень из зловредности.
Так, минимальное зло, если вообще какое-либо, очевидно может принести мирная пропаганда идеала, ибо при таком пути эта идея вообще реализоваться явно не может: ошибка в конце концов будет осознана в результате свободного обмена мнений.

Зло, которое могут принести коммунисты-заговорщики, явно больше, хотя бы потому, что такой путь связан с кровопролитием и убийствами.

Но и это зло остаётся сравнительно небольшим по сравнению с тем, что предлагают «научные» коммунисты: натравить на кровопролитие и убийства большое количество людей. При этом, вероятность успеха конечно существенно повышается, а вместе с тем и вероятность установления такого строя, который видимо означает гибель человечества как такового.
Можно подвести следующие итоги этой главы:
  1. При анализе понятия «научный коммунизм» в первую очередь выявляется несостоятельность предиката «научный».
  2. Затем на основе экскурса в ценности домарксовских коммунистов устанавливается, что они исходят из такого же ошибочного понимания равенства людей, какое характерно для Маркса и Энгельса.
  3. На этом основании констатируется неосуществимость гуманистического идеала, имеющегося и у тех, и у других.
  4. И, наконец, устанавливается разная степень зловредности различных направлений среди коммунистов, причём, самым опасным в отношении достижения гуманистического идеала оказывается именно «научный» коммунизм.
1 Первоначальная ссылка: J. Höppner, W. Seidel-Höppner Von Babeuf bis Blanqui. Französischer Sozialismus und Kommunismus vor Marx, Band II: Texte, Leipzig, Reclam, 1975, S. 22, François-Joseph L'Ange Universalmittel oder unverletzliche Verfassung des allgemeinen Glücks, Kap. 1, Art. 2: „Tu, was du magst, und unterlaß, was du nicht magst. Niemand soll dich zwingen oder hindern. Darin besteht deine Freiheit“. Поправлено по французскому оригиналу: „Fais ce que tu veux, et ne fais pas ce que tu ne veux pas faire. Que personne ne te contraigne, ni t'empêche. Voilà ta liberté“.
2 Ibid., S. 71: „Wir haben festgestellt: Die vollkommene Gleichheit ist ein Urrecht“. Поправлено по французскому тексту: „Nous avons posé que l'égalité parfaite est de droit primitif; … „
3 Ibid., S. 76, Gracchus Babeuf Manifest der Plebejer: „Die Überlegenheit an Talent und Geschicklichkeit ist nur ein Hirngespinst und ein trügerisches Lockmittel, das stets zu Unrecht den Anschlägen der Verschwörer gegen die Gleichheit diente“. Поправлено по французскому тексту: „Nous prouverons … Que la supériorité de talents et d’industrie n’est qu’une chimère et un leurre spécieux, qui a toujours indûment servi aux complots des conspirateurs contre l’égalité“.
4 Ibid., S. 89, Filippo Buonarrroti Das Gleichheitssystem: „Wenn die Menschen, …, nicht alle über die gleiche geistige Fähigkeit verfügen, dann rührt die Verschiedenheit, die in dieser Hinsicht zwischen ihnen besteht, weit weniger von einer unterschiedlichen Konstitution des Organismus her als von den andersgearteten Umständen, in die sie sich versetzt finden. Wer kann daran zweifeln, daß viele Menschen nicht unwissend wären, wenn sie die Gelegenheit gehabt hätten, sich zu bilden?“ Поправлено по французскому оригиналу: „… , si les hommes … n'ont pas tous la même aptitude à l'esprit, la différence qui existe entre eux sous ce rapport, est bien moins l'effet de la différence de leur conformation, que de celle de circonstances, dans lesquelles ils se sont trouvés placés. Qui peut douter que beaucoup d'hommes ignorants ne l'eussent pas été, s'ils avaient eu l'occasion de s'instruire?“
5 Ibid., S. 90: „Zweifellos kann die Ungleichheit der körperlichen Kräfte zumindest vorübergehend die natürliche Gleichheit stören“. Поправлено по французскому оригиналу: „Il n'est pas douteux que l'inégalité des forces physiques ne puisse troubler, au moins momentanément, la jouissance de l'égalité naturelle ; …“

Comments

Popular posts from this blog

ГЛАВА ШЕСТАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ

ГЛАВА ВТОРАЯ ПОНЯТИЕ РАВЕНСТВА У КЛАССИКОВ МАРКСИЗМА

Введение 1980 г.